Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Содержание

Епитимья — это что такое в православии? За какие грехи полагается епитимья?

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Епитимья – это что такое? Многие думают, что это наказание, положенное за грехи, назначаемое служителями церкви. Такой ответ является правильным только отчасти. Потому что это не просто наказание, а, как говорят святые отцы, еще и врачевание души. О том, что такое епитимья в православии, будет рассказано в статье.

Общее понятие

Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» — наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.

Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.

Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.

Сущность епитимьи

Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.

Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:

  1. Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
  2. Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
  3. Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.

Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.

Епитимья в IV веке

Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

Смягчение «санкций»

Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.

В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.

Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.

Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.

Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.

Распространение канонов

Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.

Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.

Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.

В православной церкви

В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

В епитимью назначаются:

  • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
  • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
  • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

  • Воздержание от совершения греха.
  • Пролитие слез.
  • Подача милостыни.
  • Прощение долгов.
  • Всеобщая любовь.
  • Полное смирение.
  • Отказ от осуждения других людей.

Патриарх Иеремия о причинах епитимьи

Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

  1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
  2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
  3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
  4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
  5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

Необходима ли епитимья?

Отцы церкви отмечают, что сколь ни слаба природа человеческая, сколь ни трудно совершать ей добрые дела, милосердный Бог, который не пожалел своего сына для нашего избавления, замечает и ставит в заслугу любое совершенное нами добро, любую понесенную скорбь. И принимает их в качестве очищения от греха.

Церковь не считает епитимью безусловно необходимой для того, чтобы были отпущены грехи. Однако для того, чтобы не назначать ее кающемуся, священник должен иметь особые причины.

Так, митрополит Московский Петр в поучении, адресованном иереям, призывает их не оставлять своих духовных детей без епитимьи за грехи, но назначать ее каждому, в соответствии с его силами – как телесными, так и духовными.

Осознание необходимости

По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.

Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений.

При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным.

А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.

Евангельская притча о епитимьи

Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.

Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу.

Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения.

Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.

Качества епитимьи

Налагая епитимью, духовник должен различать и грехи, за которые она назначается, и кающегося человека, которому она полагается. То есть необходимо соответствие между свойством греха, важностью наказания за него и состоянием согрешившего. Епитимьи тогда будут спасительными, когда они сообразны:

  • со свойством грехов;
  • с их качеством;
  • с состоянием души кающегося;
  • с его отношениями с окружающими;
  • с их мнением о нем;
  • с положением кающегося в обществе.

Рассмотрим подробнее указанную сообразность.

Соразмерность со свойством грехов

Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:

  • злословил – благослови;
  • лихоимствовал – отдай;
  • упивался – постись;
  • гордился – смиряйся;
  • завидовал – утешай.

Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.

Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое.

Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих.

Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».

Качество грехов

Обращать внимание на качество грехов, значит назначать епитимью относительно тяжести греха. Чем глубже язва, тем в большем врачевании она нуждается. Легкость и послабление приносят много вреда.

Впавший в грех человек начинает думать, что грех не так уж и тяжек, что требования к таинству раскаяния не являются такими уж строгими, что для получения прощения довольно лишь немного помолиться.

Поэтому священник должен учитывать тяжесть грехов, их количество и то время, в течение которого они совершались. Но при этом не следует налагать на согрешивших бремя, которое им не по силам.

То ли из-за их трудности для человека, то ли из-за обстоятельств, в которых он находится. Из-за излишней строгости человек может впасть в отчаяние и будет избегать частой исповеди.

Лучше, чтобы епитимья была менее строгой, чем положено, чем более строгой.

Душевное состояние кающегося

Необходимо учитывать душевное состояние человека, его качество ума, сердца и воли. А также то, сколько слабости и твердости в нем содержится, каким темпераментом он обладает.

Если в кающемся будут замечены признаки перемены духа, он будет избегать греха, ранее ставшего для него привычкой, предпримет меры для восстановления чести оскорбленного им лица, возвратит похищенное, будет сокрушаться — нужно облегчить ему епитимью.

Она должна отличаться от той, что назначена человеку, который ничего не делает для очищения от греха.

Добрая слава

Епитимья не должна идти во вред доброму имени и обязанностям человека, наносить ему бесчестье, а также мешать выполнению лежащих на нем обязанностей. Духовник должен узнать у кающегося, может ли тот выполнить налагаемую епитимью без ущерба для его деятельности или нет. Если не может, то нужно или ее уменьшить, или изменить.

За тайные грехи, даже если они являются тяжкими, не положено назначать явной епитимьи. Но в некоторых обстоятельствах духовник может посчитать, что необходимо публичное воздаяние. В таком случае он должен обратиться за разрешением к вышестоящему архиерею.

Епитимья за блуд

Почти в каждом пособии по исповеди перечисляются грехи, связанные с блудом. Среди них находятся: собственно, сам блуд, прелюбодеяние и рукоблудие (малакия).

Блуд отличается от прелюбодеяния тем, что в первом случае мужчина и женщина вступают в интимную связь, не будучи официальными мужем и женой. А во втором случается супружеская измена.

Согласно правилам Василия Великого наказываются эти грехи довольно строго – покаянием до семи лет. Однако сегодня таких жестких правил не существует. Это может быть отлучение от евхаристии на несколько месяцев плюс указанные ранее ограничения.

Духовник налагает епитимью с учетом всех тех правил, которые описаны выше.

Что касается епитимьи за рукоблудие, то за него предусматривалось отлучение от причастия на 40 дней вместе с сухоядением (строгим постом, исключающим употребление вареной пищи). Теперь же назначается епитимья, продолжающаяся две-три недели, без строгих ограничений.

Источник: https://www.nastroy.net/post/epitimya---eto-chto-takoe-v-pravoslavii-za-kakie-grehi-polagaetsya-epitimya

Что такое епитимья?

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное моление, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.

Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание.

Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха.

Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.

Виды епитимьи

В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.

«Епитимья», Николя Пуссен

Например:

  • рассеянному и увлекшемуся мирскими удовольствиями человеку определяется частое хождение в храм и присутствие на Литургии;
  • невоздержанному в пище назначается более строгий пост (схожий с монастырским);
  • сребролюбленникам вменяются дела милосердия.

Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.

Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.

Распространенные виды епитимьи:

  • чтение Иисусовой молитвы;
  • сугубый пост;
  • углубленное изучение духовное литературы (Жития святых, Акафисты, Псалтирь, Послания и другие источники);
  • земные поклоны во время богослужения в храме или при чтении утреннего и вечернего молитвенного правила дома;
  • временное исключение половой близости между супругами;
  • запрет на Причастие (в исключительных случаях).

Совет! Если кающийся по каким-либо причинам не в состоянии исполнить прощение, то следует подойти к батюшке, наложившему наказание, за советом, как поступить в сложившихся обстоятельствах.

Кто накладывает добровольное исполнение наказания

Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.

По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.

Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.Наложить епитимью может лишь духовник или священник.

Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.

Ранее, согрешивший и искренне раскаявшийся человек, последовательно проходил четыре ступени покаяния:

Этим людям было запрещено появляться внутри храма. Вне Церкви они должны были прилюдно и с рыданиями сокрушаться о совершенных грехах и умолять входящих в храм прихожан помолиться о спасении их душ.

Грешники стояли в церковном притворе — месте, где обычно висит доска объявлений, люди пишут записки, там же они оставляют верхнюю одежду. Хотя, на самом деле, это место означает образ земли, образ покаяния, место оставления земной жизни.

Согрешившие внимательно слушали текст Священного Писания и богослужебные проповеди. Когда начиналось Таинство Евхаристии, они, вместе с оглашенными, были обязаны покинуть Дом Божий.

  • Коленопреклоненные (припадающие).

Людям разрешено было войти в церковный зал до самого амвона. В православных церквях амвон — это небольшое возвышение перед алтарем, с которого священники и диаконы произносятся проповеди, читают Евангелие, сюда же выходит клирик перед Причастием со Святой Чашей.

После удаления с Евхаристии слушающих и оглашенных, они припадали лицом ниц и служащий священник, с возложением на них рук, прочитывал специальные прошения, после чего и они выходили из зала.

Им было разрешено находиться в храме до окончании Литургии, но до Чаши с Кровью и Плотью Христа они не допускались. Так же им было запрещено приносить в церковь жертвенные дары.

Пройдя все покаянные ступени, раскаявшиеся грешники вновь принимались в церковную общину.

Раскаявшийся человек последовательно проходил четыре ступени покаяния

В ранней Церкви согрешившие люди отлучались от Причастия Святых Христовых Таин:

  1. раскольники и еретики — до момента отречения от греховных заблуждений;
  2. кровосмесители — на 12 лет;
  3. блудники — на 10-15 лет;
  4. убийцы — до 25 лет;
  5. мужеложцы — до 15 лет;
  6. клятвопреступники — до 10 лет;
  7. колдуны и чародеи — до 20-25 лет.

Мирянин подвергается строгому церковному наказанию за нарушение церковных канонов.

Чаще всего епитимья назначается за совершение абортов, колдовство, гадание на картах, прелюбодеяние, богохульство, алкоголизм.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • гомосексуализм;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.

Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия — это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие — извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Ложь

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех — это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Не существует в мире безвинных людей, каждый из нас в чем-либо грешен. Мы слабые существа и не способны соблюсти Заповеди Божии.

Важно! Епитимья — это не кара небесная, а духовное лекарство. Налагается она только после исповеди и лишь при условии искреннего раскаяния человека, готовности его к искуплению греха.

Если же раскаявшемуся исповеднику священник не считает должным дать «наказание», то его дает Сам Всевышний. Оно всегда бывает спасительным, но трудным и скорбным, во исцеление от грехов и страстей.

о том, за что могут наложить епитимью.

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/epitimya-v-pravoslavii.html

Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу  Молитвы на каждый день, нас уже больше 70 000 человек.

Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу.

Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Далеко не секрет что для большинства православных христиан, такое слово как епитимья является своего рода дисциплинарным взысканием, которое в свою очередь накладывается на сильно провинившегося человека, однако такая интерпретация является не совсем правильной. Поэтому чтобы узнать действительно, что такое епитимья (определение), за какие греховные деяния ее можно получить, как именно ее накладывают и что это за собой влечет можно узнать из нижеприведенной статьи.

Что такое епитимья в православии

Следует понимать, что со слов священнослужителей епитимья является особым способом послушания способным помочь вылечить грешную душу, но это никак нельзя назвать наказанием.

Однако в современном мире уже не проводят такой единой епитимийной процедуры, то есть некоторые священнослужители не проводят епитимью или же назначают, но настолько тяжелую и непостижимую для человека, что в свою очередь может привести отнюдь не к созиданию, а к уничтожению и подавлению человека как православного верующего.

Вообще в традиции не существует каких-либо установленных правил, за счет которых можно было определить размер самой епитимьи.

Храм иногда посещают не только глубоко верующие, но и те люди, которые далеки от жизни духовной.

Они способны от чистого сердца раскаяться в совершенных ими греховностях, а также убеждены в том, что епитимья за прелюбодеяние или же любой другой вид наказания им просто жизненно необходим.

Некоторые священнослужители утверждают, что назначать такому человеку ежедневное прочтение Покаянного канона будет неправильно, так как из него греховник будет не в состоянии понять ни единого слова.

В данном случае более простым вариантом будет лично передать ему самую обычную епитимью, к числу которых могут относиться  каждодневное молитвенное обращение с поклонением дадут куда более эффективное средство дающий более значительный результат.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов.

Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!Обязательно к прочтению:  Приметы в церкви — упала свеча

За какие грехи накладывают епитимью и что человек должен выполнить для ее избавления

Епитимьей называют различные исправительные работы, которые верующий человек должен выполнить. В число таких действий входит:

  • Длительное произношение молебельного текста;
  • Оказание милостыни действительно тем, кто нуждается;
  • Придерживание длительного поста;
  • Поклонения в период богослужения;
  • Воздержание на некоторое время от выполнения супружеского долга и не только.

Все вышеперечисленное желательно успеть выполнить в сорокадневный срок, во время которого придерживаться четкого распорядка.

При этом наложить епитимью может лишь священнослужитель, хоть она и несет в себе какое-либо ограничение прав православного человека. Она представляет собой душевное врачевание, то есть другими словами можно сказать, что это таков урок, который назначают для избавления от греховных совершений, порождающих устремления к свершению подвигов во имя Всевышнего.

Добрые деяния и молебельное обращение, будучи назначенными в виде епитимьи должны представлять собой полную противоположность к свершению неподобающих деяний.

Следует отметить, что тот человек, который более невоздержан и увлекается различными мирскими сотворениями, может получить значительно длиннее пост, в период которого грешник должен посещать храмы и соборы, читать более усиленную молебень, и по возможности совершать большее количество милосердных деяний.

Так давайте же разберемся, за какие греховности могут наложить эту повинность:

Епитимья за абортированных детей

  • Для женщины подобного рода процедура представляет собой огромное согрешение, за что нести ответственность в равной степени будут оба супруга, в особенности, если они являются верующими православными людьми, вместе с тем осознавая насколько тяжело им, дастся бремя от этого деяния.
  • Как правило, епитимья за аборт посылается человеку именно от Господа. Такого рода греховное деяние может быть прощено, но только в том случае если нечестивец готов к тому чтобы всю свою жизнь смиренно нести полученное наказание за содеянную провинность. То есть за такое прегрешение у человека могут возникнуть проблемы со здоровьем, различные трудности в семье и с детьми.
  • Главное чтобы человек, на которого была наложена епитимья за грех понимал, что все, что с ним происходит это за совершенные им аборты и принимать это необходимо безоговорочно прося прощения у Всевышнего, каясь и естественно впредь больше не совершать подобных провинностей;

Обязательно к прочтению:  Можно ли йогой заниматься православному человеку

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Все люди хорошо понимают, что жить без греха очень трудно, и у многих из нас имеется огромный «послужной список», которым не стоит гордиться. Для того, чтобы очистить душу от большинства пороков, достаточно прийти в церковь на исповедь и чистосердечно покаяться.

Впрочем, в отдельных случаях даже этого «ритуала» будет мало, поэтому на человека накладывается епитимья. Одни считают, что это серьезное церковное наказание и очень боятся его, для других же это — духовная «таблетка», горькая, но необходимая.

Давайте же разберемся, действительно ли верующий человек должен бояться такого способа искупления прегрешений, и всем ли грозит епитимия?

Что это такое?

С греческого языка это слово переводится как «наказание по закону». Но священники объясняют: на самом деле нельзя проводить аналогии с мирскими судами. Епитимья — это добровольное очищение человеческой души от «ран», оставленных действительно тяжким проступком.

Иногда даже после самой честной исповеди человек очищается не полностью. Поэтому ему назначается свершение определенных подвигов, то есть заданий, исполняя которые, он будет очищаться и становиться выше грешной жизни.

Если человек болен телесно, врач выписывает ему лекарство — нельзя вылечиться, не выпив его. Так же и с епитимией: христианин должен относиться к ней максимально серьезно и обязательно исполнить все, что ему «выписали».

Какими бывают епитимьи?

Если сравнивать с мирской судовой системой (штрафы, тюрьма), церковные «наказания» менее строги: это может быть прочтение определенных молитв, раздача милостыни бедным людям, пост. Священник старается выбрать подвиг, исходя из личностных качеств и прегрешения определенного человека. Скажем:

  • сребролюбец (вор, взяточник, жадный человек) должен будет раздавать милостыню;
  • человеку, виновному в смертном грехе обжорства, могут «выписать» строгий пост;
  • слишком праздному христианину прикажут почаще посещать храм Божий.

Чаще всего время такого духовного «лечения» — около 40 дней.

Если за это время обстоятельства жизни человека изменились и он больше не может выполнять указания батюшки, ему следует посетить своего духовного наставника или иное церковное лицо и получить другие наставления. Ну, а если испытание оказалось не по силам верующего, он может обратиться к батюшке или епископу, чтобы его сняли.

Самые распространенные примеры епитимьи:

  • чтение молитв (скажем, 10 раз в день «Отче наш»);
  • серьезное изучение духовной литературы;
  • земные поклоны при домашней молитве или в церкви;
  • исключение половой близости (такой запрет часто накладывается на пары, которые не смогли воздержаться от близости перед венчанием),
  • временное отлучение от Причастия.

Кто может наложить это церковное наказание?

Духовник. Важно, чтобы прихожанин часто общался с этим духовным лицом, исповедался ему. В таком случае батюшка сможет подобрать «таблетку» по его силам, и в то же время не слишком «слабую», ведь выполнять епитимью нужно не играючись, а превозмогая что-то злое и недостойное в себе.

После того, как подвиг окажется исполненным, верующий должен опять придти к батюшке. Священник прочтет разрешительную молитву (это называется «разрешить запрещенного»). Если батюшка в долгом отъезде, серьезно болен или умер, эту молитву может прочесть иное духовное лицо.

Иногда епитимью накладывает другой представитель церкви — например, инок (так может случиться, если человек отправляется в паломничество в святой монастырь, и там при общении с монахом кается ему в грехах).

Правда, в таких обстоятельствах испрашивать епитимью не рекомендуется, ведь этот человек плохо знает все ваши качества, и назначенное им «лекарство» может оказаться не действительным, а то и вовсе непосильным.

Как выглядело покаяние в ранней церкви: история появления эпитимьи

В прошлом человек, кающийся в большом грехе, проходил несколько «покаянных» стадий, прежде чем допускался к церковной общине:

  1. Плач. Такие христиане не имели права входить в Обитель Божью. Они стояли у ее стен, громко плакали, публично каялись в свершенном ими (тайная исповедь появилась только в конце 4 века) и просили входящих в храм людей помолиться за их грешные души.
  2. Слушание. Таких людей уже пускали за церковный порог, но недалеко — им можно было тихо стоять в притворе (по сути, коридоре, где вешали верхнюю одежду). Они имели право слушать проповеди и службу Божью, но во время Евхаристии выходили на улицу.
  3. Припадание (коленопреклонение). Эти христиане могли стоять даже возле самого алтаря. Перед началом Евхаристии они становились на колени, чтобы священник прочел над ними специальную молитву с накладыванием рук. После этого ритуала они уходили.
  4. Раскаяние. Эти люди не выходили из церкви до конца службы, но не причащались.

Кроме всего прочего, кающимся грешникам запрещалось приносить в церковь жертвенные дары.

Как долго могло длиться раскаяние? Это зависело от вины человека, то есть греха.

  • Еретичество, раскольничество: тут все зависело от веры человека. Если он решал вернуться в церковь, его тут же принимали.
  • Клятвонарушение: до 10 лет.
  • Блуд (разгульный образ жизни, отношения с многими партнерами без брака): от 10 до 15 лет.
  • Кровосмешение (браки или отношения между близкими родственниками): до 12 лет.
  • Мужеложество: до 15 лет.
  • Занятие магией, чародейством: от 20 до 25 лет.
  • Убийство: это самый тяжкий грех, за него наказывали отказом от Причастия до 25 лет.

За какие грехи ее могут наложить в наши дни?

  • За детоубийство. В целом, в этом случае чаще всего подразумевается аборт. Этот грех церковь тоже считает детоубийством. Причем если его совершила замужняя женщина, виновными считаются оба супруга. Считается, что за этот тяжкий грех кару посылает сам Господь. Это может быть бесплодие, болезни, семейные проблемы. Если случается что-то из перечисленного, эти проблемы могут быть признаны Божьей епитимьей, которую человек (или пара) вынужден нести по жизни, поэтому батюшка уже не будет назначать ничего больше от себя.
  • За блуд и прелюбодеяние (этот перечень можно продолжить грехами лесбиянства, гомосексуализма и другими нарушениями 7 заповеди). Даже в наши дни за разгульный образ жизни и супружескую неверность могут на 7 лет отлучить от Причастия.
  • За богохульство. Сюда относятся и проклятия, которыми без раздумий сыплют во все стороны некоторые несдержанные люди.
  • За клятвопреступление. Очень тяжким грехом считается побожиться, сказать неправду перед иконами (пытаясь именем Божьим добавить своей лжи побольше авторитетности), лгать с рукой на Библии. Ложь сама по себе зло, но когда в свои фантазии человек еще и Господа как свидетеля приплетает, это плохо вдвойне.
  • За воровство. Просто помолиться в церкви мало. Если по вине человека кто-то понес серьезные убытки, эти убытки надо ему восстановить.
  • За лживые слова, свидетельства. Конечно, если люди с утра при звонке на работу врут, что застряли в пробке, а сами дальше отсыпаются, это грех. Но куда хуже, если чья-то ложь ломает человеческие судьбы. Такие прегрешения должны повлечь за собой серьезное душевное «лечение».
  • За магию (например, гадание на картах). Конечно, батюшка не будет сильно ругать молоденьких девочек, в шутку вызывающих в летнем лагере «черную руку». Но взрослых женщин, промышляющих ведьмовством (даже с молитвами перед иконами), назвать праведницами нельзя даже с натяжкой.
  • За алкоголизм, наркоманию. Это двойной грех. Во-первых, пагубные привычки разрушают данное человеку тело (поэтому алкоголизм сравним даже с самоубийством). А во-вторых, они заставляют страдать родных такого человека. Но церковь может помочь не только замолить грехи, но и избавиться от убивающей привычки, нужно всего лишь поверить в это.

Всем ли ее назначают?

Нет. Дело в том, что для очищения от греха человек должен четко понимать, что это именно грех. Если прихожанин только недавно навернулся в лоно церкви, знакомится со многими аспектами веры и обдумывает их, то епитимья может показаться ему малопонятным ритуалом. Который, ко всему прочему, может отвернуть его от веры.

Священники хорошо понимают это, и, подобно отцу, радующемуся приходу блудного сына в притче, не судят очень строго. Они могут просто исповедовать таких людей, давая им советы и комментарии.

Если же человек давно посещает храм и священник стал ему настоящим духовным отцом, хорошо понимающим его мысли; если этот верующий пришел к глубокому пониманию смысла служения Господу, значит, он «дорос» и до более осознанного искупления собственных грехов.

Итак, вы поняли, что эпитимия — это не строгое наказание, а просто ваша добровольная «плата» за грехи. Но грехи иногда бывают настолько тяжкими для души, что даже если священник отпустит их, человеку хочется каяться снова и снова… Можно ли по просьбе верующего (верующей) получить епитимью за уже отпущенный в церкви грех? Отвечает священник:

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/epitimi.html

Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?

Что такое Епитимья и за какие грехи могут её наложить

Епитимья – это способ врачевания, попытка исправления человека или Божественное наказание? В чем состоит цель епитимьи, и кто вправе ее наложить? Попробуем разобраться в этом.

Епитимья: что это?

Епитимья (в переводе с греческого «епитимион» – «наказание по закону») – это добровольное исполнение верующим человеком тех или иных исправительных действий. Это может быть длительный пост, продолжительная молитва, милостыня нуждающимся и т.д.

Наложить епитимью может духовник, она не несет за собой какого-либо усечения прав верующего. Она является духовным врачеванием, иными словами, это урок, назначаемый с целью избавления от греха, который зарождает стремление к подвигу во имя Бога.

Молитвы и добрые дела, которые назначаются в виде епитимьи, должны быть полностью противоположны совершенному греху. Невоздержанному человеку может быть назначен более длительный пост, тому, кто увлекается мирскими делами – частое хождение в храм, усиленные молитвы, подверженному страсти сребролюбия назначаются милосердные дела.

Епитимья – не наказание

По словам священнослужителей, епитимья – это особое послушание, способное излечить душу грешника, но не наказание. К сожалению, на сегодняшний день у нас не проводится единой епитимийной практики.

Многие священники либо не дают епитимью вообще, либо назначают слишком тяжелую, подчас непосильную для человека, что вместо созидания приводит к подавлению и разрушению человека как христианина. Не существует единого правила определения «размера» епитимьи.

Порой в церковь приходят люди, которые очень далеки от духовной жизни, однако они искренне каются в совершенных грехах и утверждают, что им жизненно необходима епитимья за прелюбодеяние либо за какое-то другое греховное деяние.

Игумен Нектарий утверждает, что неправильно было бы назначить такому человеку ежедневно читать Покаянный канон, ведь он не поймет в нем ни слова. Гораздо действеннее будет предложить ему самую простую епитимью, например ежедневные молитвы с поклонами дадут куда больший результат.

Так как епитимья – это переданная через священника воля Божья, то относиться к ней надо серьезно. В установленные временные рамки (обычно 40 дней) нужно выполнить все назначенное, по возможности придерживаясь твердого распорядка. Возможны такие виды епитимьи:

  • милостыня;
  • длительный пост;
  • чтение домашних молитв;
  • воздержание от исполнения супружеского долга;
  • поклоны во время богослужения и др.

Если кающийся по каким-либо причинам не может выполнить епитимью, он должен обратиться к наложившему ее священнику за советом, как лучше поступить в этом случае, получить его благословение. Если грех кающегося очень серьезный (убийство, измена супругу), то помимо основных правил дополнительно может назначаться запрет на причащение на определенный промежуток времени.

Епитимья за детоубийство

Аборт – это тяжелый грех, ответственность за который ложится на обоих супругов, особенно если они считают себя верующими и осознают всю тяжесть этого поступка. Епитимья за абортированных детей, как правило, посылается самим Господом.

Этот грех может быть прощен, если человек готов через всю жизнь смиренно понести наказание за свершенное действие. За это могут быть посланы проблемы с детьми, болезни или сложности в семейной жизни.

Человеку, понесшему епитимью, важно понимать, что все происходящее с ним послано за сделанные ранее аборты, все это нужно беспрекословно принимать, каяться, просить прощения у Бога и, конечно же, больше никогда в жизни не повторять подобного.

Сказать к слову, епитимья – это то, что может быть наложено лишь духовным наставником.

Ни один посторонний священник не сможет полностью вникнуть в ситуацию человека, как тот, который на протяжении длительного времени наблюдает за верующим, знает все тонкости его жизни.

Поэтому на исповедях в паломнических поездках не стоит просить у монаха назначения епитимьи, ведь при всем его духовном опыте и адекватности он не сможет полноценно вникнуть в сложившуюся ситуацию.

Грех блудодеяния

Седьмая заповедь слова Божьего гласит о запрете всякого прелюбодеяния, то есть любого нарушения супружеской верности и других незаконных, блудливых связей. Нельзя заранее с точностью сказать, какого вида епитимья может быть наложена, все зависит от конкретного случая, воли человека к искуплению греха и решения самого наставника.

Так какие же действия являются грехами против седьмой заповеди? Это интимные отношения между мужчинами и женщинами, не состоящими в законном союзе, одобренном церковью.

Епитимья за блуд может быть наложена с отлучением от причастия сроком на 7 лет.

Прелюбодеяние (измена законному мужу или супруге), разврат, гомосексуализм и лесбиянство, искушение во сне – все это большие грехи, но это далеко не полный их перечень.

Стоит прислушаться к словам священников, которые говорят, что если епитимью не дает духовный наставник – ее назначает сам Господь. Если человек понимает это и принимает – результат, безусловно, будет действенным. Однако это куда более трудный путь, чем чтение канона в течение определенного времени, назначенного священником.

Источник: http://fb.ru/article/155745/epitimya---eto-chto-za-kakie-grehi-mogut-nalojit-epitimyu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.