Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Содержание

Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Христианам известно, что сознательное нарушение божьих заповедей приводит к гибели души. Грех — это преступление нравственного закона против бога и человека.

Что такое смертные грехи в православии? Можно ли искупить свои проступки перед богом, и как это сделать? Достаточно ли искренней покаянной молитвы или нужно совершить какие-то особые действия? Рассмотрим эти волнующие вопросы детально.

Понятие греха в библии

Библия нам рассказывает, что из-за грехопадения Адам и Ева были изгнаны из рая. Они лишились благодати и вечной жизни, стали смертными. С этого трагического момента человеческой истории смерть стала постоянным спутником жизни. Наказание за грех — смерть. Это незыблемый закон божий, который невозможно отменить.

Грех является искажением человеческой природы. Непобежденный грех влечет за собой и другие прегрешения. Так, чревоугодие может привести к алчности и похоти. Жажда добыть больше денег для удовлетворения алчности может привести к воровству, стяжательству и даже убийству. Поэтому победа над одним грехом приводит к освобождению и от других пороков. Потому что всё взаимосвязано.

Нарушение одной заповеди считается нарушением всего закона в целом.

Все ли грехи приводят к смерти, или существуют нетяжкие грехи? Библия говорит, что любой грех разлучает человека с богом, является препятствием к божьей благодати. Нарушение хотя бы одной заповеди божьей считается нарушением всего закона. И не важно, зависть одолела человека или потребность воровать — он является преступником закона и заповедей.

Понятие смертный грех имеет корни в Ветхом Завете, когда людей физически уничтожали за содеянную неправду. Например, побивали камнями за блудодейство. Считалось, что этот грех невозможно искупить никаким раскаянием.

Основа такого убеждения лежит в плоскости понятий, что блудодей давно отошел от Источника Жизни и черпает свое вдохновение в водах смерти.

Логическая цепочка рассуждений приводит к тому, что блудодей давно мертв духовно, поэтому его полагается упокоить навсегда и физически.

Ветхозаветная религиозная доктрина основывалась на искоренении всего, что противостояло божьим заповедям. Носитель духовной смерти должен быть уничтожен, чтобы не заразить ею все общество. То есть, грех рассматривался как инфекция, подлежащая истреблению.

Впервые о заповедях божьих люди услышали от Моисея в Синайской пустыне. Это были 10 заповедей, на которых базируется и современное христианство. Заповеди были даны людям, чтобы спасти их от беды. Не все понимали, что нарушение моральных законов ведет к катастрофе. Заповеди объясняли людям, как нужно вести себя в обществе и чего избегать.

Понятие греха в евангелии

В евангелии понятие греха остается прежним, но отношение к нему меняется. Благая весть (евангелие) наполнена прощением и милостью божьей к грешникам.

Этим оно отличается от всех священных книг любой религии мира. Божья благодать спустилась на землю, благодаря искупительной жертве Христа, и теперь человек имеет шанс быть прощенным.

Но для этого необходима вера в искупительную жертву и искреннее раскаяние в содеянном.

Почему грехи приводят к смерти, если грешники живут припеваючи долгие годы и не умирают? Потому что смерть имеется в виду духовная — смерть души. Нераскаянные грехи уничтожают в сердце человека любовь к богу, поэтому его душа не может попасть в райскую обитель и обрести вечное существование в небесных чертогах.

Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в пример классификацию восьми грехов, которые ведут к смерти.

Однако не стоит понимать эту классификацию как исключительно 8 смертных грехов: это 8 групп страстей, которые могут овладеть человеком. На самом деле их намного больше.

Авва Дорофей считает, что человеком могут овладеть 3 страсти — сребролюбие, сластолюбие и себялюбие. Остальные прегрешения являются лишь следствием данных страстей.

Разделение грехов на маленькие и большие, смертные и не смертные — очень условно. Любой нераскаянный грех ведет к смерти и отлучению от бога.

Понесет ли человек осуждение за раскаянный грех? Отцы церкви наставляют: нет непрощаемых грехов, есть только нераскаянные. Поэтому и существует таинство исповеди, чтобы человек очистил душу раскаянием в содеянном. А почему нельзя просто помолиться богу и покаяться в грехах? Потому что таинство исповеди было дано от бога, и нарушать этот закон тоже нельзя.

По мнению отцов церкви только один грех приводит к смерти души — самоубийство. Это самый большой и самый страшных грех. Потому что человек сам себя лишает возможности раскаяться и получить искупление. Поэтому недопустимо впадать в отчаяние из-за совершения грехов, так как отчаяние может привести к самоубийству. Нет непрощенных грехов — их всех можно искупить раскаянием.

Опасность нераскаянных грехов приводит к тому, что грех становится навыком. Человек привыкает жить во грехе и не ощущает его смертоносного влияния на душу. Этому способствует враг человеческий — сатана, который неустанно улавливает души в свои сети соблазна.

Хуление Духа Святого

Помимо самоубийства есть еще один самый страшный грех в православии — это хула на Духа Святого. Если самоубийца по глупости своей лишается благодати вечного спасения, то хула на Духа Святого — осознанный и целенаправленный отказ от вечной жизни.

Как можно похулить Духа Святого, каким образом? Отцы церкви дают нам следующее толкование. Например, святой Василий Великий говорил:

Почему хула на Духа не простится никогда? Потому что противники Христа обвинили его чудотворные действия бесовской силой. Вот что они сказали:

Противники Христа не узрели в его действиях божественной благодати и посчитали чудеса бесовским наваждением. Их логика была проста: раз бесы ему подчиняются, значит, Христос и есть верховный бес. На что Иисус им ответил, что они хулят Духа Святого, действующего через него.

Список грехов в православии

Существует 7 грехов, которые ведут к смерти.

Почему христианство выделило именно эти грехи из всех остальных, которым несть числа? История определения смертных грехов берет исток из выделения восьми тяжких пороков человечества, которые описал в ӀV веке нашей эры Евграфий Понтийский.

В 590 году этот список пороков был изменен Папой Римским, который определил всего 7 смертных грехов. Именно утвержденный Папой Римским список грехов по сей день используется в православии.

Грехи в православии — список:

  1. гордыня;
  2. алчность;
  3. зависть;
  4. гнев;
  5. похоть;
  6. чревоугодие;
  7. уныние.

Гордыня — это вера в себя и свои возможности. Гордыня исключает веру в бога и его помощь людям.

Алчность затмевает собой размышления о духовном, так как все устремления человека направлены на добывание и преумножение материальных благ. Человек настолько поглощен этим процессом, что ему просто некогда задуматься о своей душе и ее состоянии.

Зависть — это желание быть другим, добиться или украсть его судьбу.

Зависть не дает возможность реализовать свое предназначение в жизни, постоянно направляя внимание завистника на судьбу другого человека.

Завистник теряет покой в душе, изнывая от чувства «несправедливости в этом мире». Тем самым он укоряет бога в предвзятом отношении к людям и несправедливом распределением милости и благодати.

Гнев несет в себе разрушение. Гневающийся человек забывает о милости божьей, он полностью управляем дьявольской волей. Во время гнева человек может совершить тяжкое преступление вплоть до убийства. Гнев противоположен любви, что является следствием отдаления от божьей благодати.

Похотью называется любое излишество, которое позволяет себе человек. Это пристрастие к чувственным удовольствиям, которые уводят от духовных истин. Человек не думает о спасении души, а поглощен утолением плотских желаний. Он ублажает свое тело, которое все равно умрет, в ущерб вечной и нетленной душе.

Чревоугодие — это избыточное потребление пищи, которое уводит от духовных истин. Человек поглощен поеданием изысканных яств, что становится смыслом его жизни. Он наполняет удовольствием смертное тело, забывая о бессмертной душе.

Уныние тоже причислено к смертным грехам, так как лишает человека стимула к действиям. Он поглощен мыслями о бесполезности каких-либо действий, так как не находит ни в чем смысла.

Но цель земного существования состоит в служению Господу, а отсутствие такой цели является грехом. Хотя уныние не причиняет вред другим людям, но приводит грешника к духовной смерти из-за отказа служить богу.

Также унывающий человек постоянно хулит бога в своем сердце за несправедливое к себе отношение.

Грехам противопоставляются добродетели, которых в православии тоже 7:

  1. любовь;
  2. терпение;
  3. смирение;
  4. доброта;
  5. умеренность;
  6. усердие;
  7. целомудрие.

Это те духовные плоды, которые человек возьмет с собой в вечность. Поэтому каждый христианин должен заботливо взращивать добродетели, чтобы прийти на суд божий с духовными плодами вместо прегрешений.

Помните, что любой грех начинается с мысли, которой соблазняет нас дьявол.

Если греховная мысль завладеет разумом человека, то неизбежно приведет к греховному поступку. Поэтому важно следить за своими помышлениями и содержать их в чистоте и святости. Молитва помогает верующему очистить помыслы от скверны и не допустить грехопадения. Пока грех существует на уровне мысли, всё можно исправить.

Неисправленный грех никуда не исчезает, он преследует душу и после смерти тела. В аду душа претерпевает страшные мучения, так как неутоленные греховные помыслы буквально разрывают ее на части.

Поэтому важно избавиться от грехов еще здесь, на земле, так как после смерти этой возможности не будет. После смерти будут только адские мучения от ненаполненности грешных желаний.

Только представьте на секунду неутоленную жажду, свои мучения от этого ощущения — и всё станет ясно. Грешнику никто не позволит утолить жажду греха в аду, поэтому его страдания будут невыносимыми.

Как бороться с грехами

Какие есть грехи, мы выяснили. Теперь разберем вопрос, как с ними бороться. Не следует думать, что бороться с соблазнами и прелестью должны только монахи — это явное заблуждение.

Монахи несут определенную ответственность перед богом, но и мирской человек тоже не лишен ответственности за свои деяния.

При крещении человек отрекается от дьявола, тем самым утверждает свою позицию христианина — побеждать греховное в ежедневном бдении.

В жизни многих христиан грехи стали просто привычкой, с которой очень трудно расстаться. Но это сделать необходимо, так как человеческие грехи отделяют от бога. Что нужно делать для избавления от пороков?

Правила борьбы с грехами:

  • Осознать пагубность порока и возненавидеть его всем сердцем.
  • Покаяться в грехе на исповеди, чтобы освободиться от груза вины.
  • Искренне отречься от греховных помыслов в своем сердце, а не только на словах.
  • Преодолеть страх и стыд перед священником, честно раскрыть свои греховные наклонности.
  • Уповать на божью помощь в избавлении от грехов.

Грехи в православии рассматриваются как слабость человеческой природы. Человек настолько немощен духовно, что не в состоянии самостоятельно противостоять дьявольской прелести. Поэтому он должен ежедневно совершать молитвенный подвиг, прося бога о помощи в избавлении от пороков.

Немаловажную роль в избавлении от страстей играет и доверительная беседа с духовным наставником — священником. Служитель божий поможет найти правильный путь к освобождению от пристрастий, укажет методы борьбы с лукавым соблазнителем.

Помните, что продолжение греховных поступков недопустимо. Если вы осознали свою греховность и раскаялись в ней, недопустимо продолжать грешить и следовать по порочному пути. Человек не может обрести благодать, если он является рабом страстей земных.

Нужно найти в себе мужество раз и навсегда покончить с дьявольскими наваждениями и осознать, что смертельные грехи действительно приводят к духовной смерти. Грех умерщвляет духовную природу человека, лишая его вечной жизни. Поэтому только обретя благодать можно удостоиться царствия небесного.

Решите раз и навсегда, что вы выбираете — смерть или жизнь?

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/smertnyie-grehi-v-pravoslavii.html

Смертные грехи в православии. Список

Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу  Молитвы на каждый день, нас уже больше 50 000 человек.

Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу.

Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие люди, читая святые писания, часто обращают внимание на такое выражение как «семь смертных грехов». Эти слова не относятся к каким-то определенным семи поступкам, ведь список таких деяний может быть намного больше. Это число указывает только на условное группирование поступков в семь основных групп.

Григорий Великий был первым, кто предложил такое разделение еще в 590 году. В церкви также существует и свое разделение, в котором существует восемь основных страстей. В переводе с церковнославянского языка слово «страсть» означает страдание.Другие же верующие и проповедники считают, что существует 10 грехов в православии.

Смертные грехи в православии

Смертным грехом называют самый тяжелый из возможных грехов. Искупить его можно только покаянием. Совершение такого греха не позволяет душе человека попасть в рай. В основном в православии насчитывают семь смертных грехов.

А называют их смертными потому что постоянное их повторение приводит к гибели бессмертной души человека, а следовательно ее попаданию в ад. Такие поступки берут себе за основу библейские тексты. Их появление в текстах богословов датируется более поздним временем.

Смертные грехи в православии. Список.

  1. Гнев, злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похоть, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень, праздность, уныние.

    Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.

  4. Гордыня, тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе.
  5. Зависть, ревность.

    В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.

  6. Чревоугодие, обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти.
  7. Сребролюбие, алчность, жадность, скупость.

    Больше всего обращается внимание на то, когда желание приумножить свое материальное состояние происходит в ущерб духовному благосостоянию.

Перечень грехов для исповеди в православии

Исповедь относят к обрядам, которые помогают избавится от грехов и очистить душу. Священнослужители считают, что если покаяние подкреплено милостыней, усердной молитвой и постом, то после него человек может вернутся в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Проходить на исповедь может в любой о обстановке, но зачастую это храм во время богослужения или другое время, которое назначит священник. Человек, который желает покаяться, должен быть крещенным, ходить в Православную церковь, признавать основы православия и желать покаяться в своих грехах.

Обязательно к прочтению:  Куда правильно спать головой по православному

Для подготовки к исповеди необходимыми являются покаяние и вера. Рекомендуют поститься и читать покаянные молитвы. Кающемуся человеку необходимо исповедать свои грехи, чем самым показать признание своей греховности, выделяя при этом те страсти, которые ему особенно характерны.

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи.

Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Не лишним будет и называние конкретных грехов, которые отягощают его душу.

 Вот краткий перечень грехов для исповеди:

  • Обида на Бога.
  • Забота только о мирской жизни.
  • Нарушение Закона Божия.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Нарушение постов, церковных установлений и молитвенного правила.
  • Невыполнение обещаний, которые были даны Богу.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Зависть, злоба, ненависть.
  • Человекоубийство, аборты. Самоубийство.
  • Ложь, обман.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.
  • Соблазн на любой грех.
  • Расточительность.
  • Суеверие.
  • Употребление алкоголя, табака, наркотиков..
  • Вступление в прямое общение с нечистой силой.
  • Блуд.
  • Азартные игры.
  • Развод.
  • Самооправдание.
  • Лень, печаль, чревоугодие, уныние.

Это не полный список грехов. Он может быть и расширенным. В заключение исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Самый страшный грех в православии

Часто люди спорят о том, какой грех является самым страшным, а какие Бог согласен простить. Принято считать, что самоубийство относят к наиболее тяжкому греху. Его считают неисправимым, ведь уйдя из жизни, человек уже не может вымолить прощение у Бога для своей души.

Четкого ранжирования грехов в православии нет. Ведь если маленький грех не отмолить и не покаяться в нем, он может привести к гибели души человека и отяготить его.

Часто можно услышать о первородном грехе в православии. Так называют деяние Адама и Евы, которое они совершили.

Так как он был совершен в первом роду людей, то и был признан первым грехом всего человечества. Этот грех повредил человеческую природу и передается потомкам по наследству.

Дабы уменьшить его влияние на человека или вообще лишиться его рекомендуют крестить детей и приучать их к церкви.

Обязательно к прочтению:  Мздоимство и лихоимство, значение и отличия

Содомский грех в православии

Так принято называть греховный помысл, деяние или стремление, которое основано на сексуальном влечение человека к представителю (представителям) своего пола. Часто духовенство относили этот грех как один из видов блуда, хотя некоторые проводили между такими понятиями довольно четкую грань.

В свою же очередь грех блуда в православии относят к смертным грехам. Ведь считается, что при соединение с человеком происходит не только физическая, но и духовная близость. И все это остается на нашей душе. Она становится не чистой. В середине все как будто выжигается.

Именно поэтому необходимо каждый раз задумываться над своими плотскими желаниями, и думать о том, к чему это может привести.

Искупить грехи в православии мы самостоятельно не можем. Но у нас есть надежда, которую нам дал Господь. Для облегчения своих тягостей необходимо усердно молится. Необходимо ходить в храм и исповедаться перед Богом и батюшкой.

Это будет один из этапов покаяния. Далее обращайтесь к Господу с покаянными молитвами и Вам будут прощены Ваши огрехи.

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Изгони от меня все напасти, искушающие плотские страсти. В искуплении я припадаю, о грехах в суете забываю. Отпусти мне грехи, что случились, и они до сих пор не забылись. Те грехи, что в душе еще тлеют, слишком часто болезнями веют. Да будет воля твоя. Аминь».

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/smertnye-grexi-v-pravoslavii-spisok/

Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними

Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Смертные грехи в православии — тяжелые преступления перед лицом Господа. Искупление достигается только при помощи искреннего покаяния. Человек, совершающий небогоугодные деяния, ограждает собственной душе путь в райские обители.

Постоянно повторяющиеся смертные грехи приводят личность к гибели и низвержению в адские чертоги. Преступные деяния находят первые отголоски в древних текстах богословов.

Характеристика смертных грехов

В духовном, как и материальном, мире существуют законы, нарушение которых влечет небольшие разрушения или колоссальные катастрофы. Большая часть нравственных принципов заключена в главных заповедях христианской религии. Они имеют силу уберегать верующего от беды.

Если человек обращает внимание на предупреждающие знаки в материальном мире, он действует разумно, обеспечивая себе безопасный путь к истинному дому. Преступник же, упиваясь смертными страстями, обрекает себя на продолжительную болезнь с тяжелыми последствиями.

По словам святых отцов Церкви, за каждой особенной страстью стоит определенное исчадие преисподней (бес). Этот нечистый делает душу зависимой к определенному виду греха, делая ее пленником.

Страсти — это извращение чистой природы человеческих качеств. Грех являются искажением всего лучшего, что есть в изначальном состоянии. Он может произрастать один из другого: из обжорства происходит похоть, а из нее жажда денег и гнев.

Победа над ними заключается в связывании каждой страсти по отдельности.

Православие утверждает, что непобежденные грехи никуда не исчезают после смерти. Они продолжают терзать душу после того, как она закономерно покинула тело. В Преисподней, по словам священнослужителей, грехи мучают намного сильнее, не давая отдыха и времени на сон. Там они будут постоянно терзать тонкое тело, и не смогут удовлетвориться.

Однако Раем считается особое место присутствия Святого Знания, и Бог не стремится насильно избавить человека от страстей. Он всегда ждет того, кто сумел побороть влечение к преступлениям против тела и духа.

Важно! Единственным православным грехом, который не прощается Создателем, является хуление Святого Духа. Отступнику никто не окажет поддержки, потому что он от нее самолично отказывается.

Перечень грехов для исповеди

Богословская наука, отвечающая на вопросы о грехах, называется аскетикой. Она дает определение преступных страстей и способы избавления от них, а также рассказывает, как обрести любовь к Богу и ближнему.

Аскетика похожа на социальную психологию, так как первая учит побеждать смертные грехи, а вторая помогает справляться с дурными наклонностями в обществе и побеждать апатию. Цели наук фактически не отличаются. задача всей христианской религии — умение полюбить Бога и ближнего своего, а отречение от страстей — средство достижения истины.

Верующий не добьется ее, если будет подвержен греху. Совершающий преступление видит только свое Я и собственную страсть.

Православная Церковь определяет восемь основным видов страстей, ниже приведен их список:

  1. Чревоугодие, или обжорство — неумеренное потребление пищи, унижающее человеческое достоинство. В католической традиции сюда относят и распутство.
  2. Блудное любодеяние, которое привносит в душу похотливые ощущения, нечистые помыслы и удовлетворение от них.
  3. Сребролюбие, или своекорыстие — страсть наживы, ведущая человека к притуплению ума и веры.
  4. Гнев — страсть, которая направляется против кажущейся несправедливости. В христианстве этот грех есть сильное побуждение против своего ближнего.
  5. Печаль (тоска) — страсть, отсекающая всякие надежды на обретение Бога, а также неблагодарность за предыдущие и настоящие дары.
  6. Уныние — психологическое состояние, при котором человек расслабляется и начинает жалеть самого себя. Тоска является смертным грехом в православии оттого, что это депрессивное состояние сопровождается ленью.
  7. Тщеславие — страстное стремление к обретению известности среди людей.
  8. Гордость — грех, функция которого в принижении ближнего и дерзостном выставлении себя в центр всего мира.

На заметку! Термин «страсть» в церковнославянском языке переводится «страдание». Греховные деяния мучают людей сильнее, чем тяжелые болезни. Преступный человек вскоре становится рабом дьявольских страстей.

Как бороться с грехами

Словосочетание «семь смертных грехов» в православии не демонстрирует определенное количество преступлений, а только численно указывает на условное подразделение их в семь фундаментальных групп.

Однако церковь иногда говорит и о восьми грехах. Если рассматривать этот вопрос подробнее, список может быть увеличен до десяти-двадцати.

Важно! Ежедневная борьба с грехами — важнейшее дело каждого православного человека, а не только монаха.

Солдаты принимают присягу, чтобы защищать отечество, христиане же дают обещание отречься от дьявольских деяний (преступлений).

После совершения первородного греха, то есть ослушания Воли Господа, человечество обрекло себя на продолжительное пребывание в узах труднопреодолимых страстей. Рассмотрим их по порядку.

Исповедь в грехах

Это первый грех и самый страшных грех в православии, который был известен еще до сотворения человечества. Он презирает ближнего, омрачает ум и делает собственное «Я» самым главным.

Гордость завышает самооценку и искажает рациональное видение окружения. Для победы над грехом Сатаны необходимо научиться любить Создателя и каждую тварь.

Сперва на это потребуется приложение больших сил, но постепенное очищение сердца смягчит ум в отношении всего окружения.

Потребность в питье и еде — естественна, любая пища является даром Небес. Принимая ее, мы подкрепляем силы и получаем удовольствие. Грань, отделяющая меру от переизбытка, находится внутри души верующего. Каждому необходимо уметь жить как в бедности, так и в изобилии, не беря сверх положенного.

Важно! Грех не в самой пище, а в несправедливом и жадном к ней отношении.

Чревоугодие подразделяют на два вида. К первому относят стремление наполнить желудок колоссальным количеством еды, второй — желание усладить языковые рецепторы вкуснейшими блюдами, не зная меры. Пресыщенные животы не позволяют их хозяевам размышлять о возвышенном и одухотворенном.

Обжорство снижает качество молитвы и приводит к осквернению тела и духа.

Бес чревоугодия побеждается только молитвою и соблюдением поста, который служит колоссальным воспитательным орудием. Блаженным становится тот, кто сумеет развить в себе навык духовного и телесного воздержания, а также неукоснительное следование церковным заветам.

Любодеяние

Священные Текста называют сексуальные связи вне брака тяжелым грехом. Господь благословил только супружескую близость, где муж и жена становятся одной плотью. Действие, благословленное в браке, будет преступлением, если выходит за моральные рамки.

Любодеяние позволяет телам соединиться, но в беззаконии и несправедливости. Каждая такая плотская связь оставляет глубокие раны на сердце верующего.

Важно! Только божественный брак создает правильную душевную близость, духовное единение, настоящую любовь и доверительное отношение.

Беспорядочный блуд этого не дает и разрушает моральный фундамент. Прелюбодействующие люди крадут у самих себя, пытаясь обрести радости нечестным путем.

Чтобы избавиться от страсти, необходимо свести источники соблазна к минимуму, не привязываться к раздражающим внимание объектам.

Сребролюбие

Это есть неописуемая любовь к финансам и материальным приобретениям. Общество сегодня создало культ потребления. Такой образ мыслей отводит личность от духовного самосовершенствования.

Богатство не является пороком, но жадное отношение к собственности порождает страсть сребролюбия.

Чтобы избавиться от греховности, человеку необходимо смягчать собственное сердце и помнить, что ближним твоим бывает тяжелее. Господь, Властелин Вселенной, никогда не оставит в беде милосердного и щедрого верующего.

Счастье не зависит от финансового богатства, а достигается через смягчение собственного сердца.

Гнев

Эта страсть является причиною большинства конфликтов, убивая любовь, дружбу и человеческие симпатии. В гневе перед личностью предстает искаженное изображение того, на кого мы сердимся.

Проявление страсти, которая чаще возникает от самолюбия и зависти, травмирует душу и влечет огромные неприятности.

Избавиться от нее можно с помощью чтения Священных Писаний. Работа и юмор также отвлекают от воздействия гневного образа мыслей.

Печаль

У нее множество синонимов: меланхолия, депрессия, тоска, горе. Она способна довести до самоубийства, если эмоции берут верх над здравым рассудком.

Продолжительная печаль начинает обладать душою и вести к разрушению. Этот грех усугубляет понимание настоящего, делая его тяжелее, чем оно есть на самом деле.

Чтобы побороть неприятную депрессию, человек должен обратиться за помощью к Всевышнему и обрести вкус к жизни.

Уныние

Эта страсть связана с телесной расслабленностью и ленью. Она отвлекает от дневной работы и молитвы. В унынии всякое дело кажется неинтересным и возникает желание его бросить. Каждому следует понимать: нельзя добиться успеха в делах, если подвергаться скуке.

Для борьбы подходит воспитание собственной воли, которая переломит всякую леность. Каждое важное дело, особенно в честь окружения, требует обстоятельного принуждения от личности.

Тщеславие

Страсть является стремлением к суетной славе, не дающей каких-либо преимуществ и богатств. Любой почет недолговечен в материальном мире, поэтому стремление к нему отвлекает от действительно верного размышления.

Тщеславие бывает:

  • скрытым, обитает в сердцах обычных людей;
  • выставленным напоказ, стимулирует на приобретение высочайших должностей.

Чтобы поделить стремление к пустой славе, следует учиться противоположному — смирению. Необходимо спокойно выслушивать критику других и соглашаться с очевидными мыслями.

Избавление через покаяние

Грехи очень мешают вести спокойную жизнь , однако человек не спешит от них избавляться, так как скован силой привычки.

Верующий понимает все неудобство своего положения, но не порождает желания исправить сложившиеся обстоятельства.

  • Чтобы начать процесс очищения от греховности необходимо восстать против самой страсти, возненавидеть и изгнать ее силою воли. Человек обязан возбудить борьбу и отдать собственную душу в распоряжение Всемогущего Бога.
  • Начавший сопротивление находит спасение в покаянии — единственном пути победы над всякой страстью. Без этого нет возможности одержать верх над греховными стремлениями.
  • Священник имеет законную власть избавлять от психологических преступных пристрастий, если человек искренне ему исповедался.
  • Христианин, пошедший по пути очищения, обязан уничтожить свое греховное прошлое и никогда к нему не возвращаться.
  • Господь знает о наших страстях, дает свободу ими насладиться и испить горькую чашу. Бог ждет от человека искреннего признания в совершенных проступках, тогда душа становится ближе к райской обители.
  • Путь избавления нередко сопровождается стыдом и трудностью. Верующий обязан вырывать греховные наклонности, словно сорняки.
  • Духовно больные люди не видят своих смертельных страстей, поэтому остаются в неведении. Рассмотреть собственные нравственные слабости можно, только приблизившись к источнику истинного света, то есть Богу.
  • Исповедь — критическое обличение собственной личности, без самооправдания и жалости. В материальном мире православному нужно уметь каяться в проступках.
  • Человек не способен победить грех в одиночку, он обязан уповать на Бога. В противном случае произойдет замещение одной страсти на другую, и процесс застопорится.

Важно! Одного покаяния недостаточно в том случае, если личность продолжает творить зло и все еще испытывает наклонности к грехопадению. Человек, не отдавшийся Богу полностью или лицемерящий, только снимает боль от собственных страстей, но очищения не достигает.

Борьба с греховными помыслами тяжела и продолжительна, но нашедший умиротворение в служении Господу перестает быть рабом страстей. Духовная работа принуждает верующего превозмогать и очищаться от суетного, которое только разрушает и не дает ничего взамен.

Посмотрите видео о восьми смертных грехах

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/smertnye-grekhi-v-pravoslavii.html

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле — Православный журнал

Смертные грехи в православии: список пороков, смысл покаяния

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

Материал по теме

Мир, который увидят наши дети

Cегодня у разговоров о будущем есть интересная особенность — за время, пока мы обсуждаем, как то или иное новшество повлияет на нашу жизнь, это новшество уже входит в жизнь и завладевает ею. А нам остается думать не о том, что случится, но как быть с тем, что уже произошло. В век прогресса будущее успевает стать прошлым, пока мы пьем утренний кофе.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно.

Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный.

…Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо.

Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25).

Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

1.  Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога.

Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости.

Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище.

С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения.

И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Материал по теме

Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века

Из его дневника мы видим не благостный хрестоматийный образ угодника Божия, а живого человека, который на своей шкуре знает, что такое грех, что такое страсть, который раздражается, гневается, обижается, соблазняется — но и находит в себе силы на подлинное покаяние, преодолевает все это в себе. Вот это очень полезно почитать тем, кто еще не сделал свой религиозный выбор: смотрите, вот как пролегает дорога к святости.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти.

На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть.

Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке.

Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения.

Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет.

Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого.

Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7 Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Материал по теме

Как святые меняли историю

Русские праведники в роли истребителей греха

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности.

При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах.

Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Источник: https://foma.ru/7-smertnyix-grexov-ili-skolko-strastej-mogut-nas-pogubit-na-samom-dele.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.